Чумной доктор

Всего два слова: «Чумной доктор». Два слово — и в памяти мгновенно возникает весьма интересный персонаж в напоминающей птичий клюв маске, широкополой шляпе и длинном бесформенном плаще. Образ скорее походит на героя комиксов, кем, собственно, в наши дни он и является. За этой загадочной фигурой кроется и интересная история, которая тесно переплетается с мифами и домыслами современников, с чем я и предлагаю познакомиться. Начнём наш путь в прошлое с 1348 года.

Шел третий год пандемии чумы. В Европе гибли десятки миллионов людей, а чёрная смерть (так болезнь называли в народе), только набирала обороты. Забегая вперед, доложу, что эта пандемия продлится ещё до 1353 года, а затем вспышки будут повторяться вплоть до 19 века.

Медицина оставалась бессильной. Религиозные институты, которые в средние века имели к лечению людей прямое отношение, также демонстрировали неспособность в борьбе со страшным недугом. Такое положение вещей повлекло за собой возрождение языческих культов, суеверий, всплеск религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости. Помимо удара по демографии и экономике пандемия так же пошатнула и преобразила культурную и психологическую составляющую европейского народа.

Собственно, в таковых исторических условиях появляются прообразы нынешних муниципальных отделов здравоохранения. Основной задачей таких организаций было вовремя заметить и не дать распространиться вспыхивающим очагам чумы. Единственным решением, которое хоть как-то могло повлиять на ситуацию, стало применение карантинных мер. Карантин объявили на время, пока болезнь сама не изживёт себя, при этом убивая тех, до кого доберётся. Применялась и госпитализация, но больницы того времени больше были похожи на карцеры, поскольку с больными не проводились никакие манипуляции, их просто изолировали от общества, ожидая пока те… умрут. Умрут, заразив наименьшее количество людей в силу невозможности контактировать с внешним миром.

Впрочем,  карантинные меры оказались неэффективными, в силу того что их придерживались лишь простые граждане. Шли на конфликт даже священники, которые, не смотря на карантин, требовали допуска прихожан в церкви. Нарушали режим и крупные торговцы, пытаясь продавать свой товар. Не говоря уже о преступниках, бродягах и проститутках, которые открыто демонстрировали свою непокорность власти. Но самыми активными переносчиками заразы были блохи и крысы, передвижение которых остановить  не мог никто.

В то время ещё не существовало докторов, которые специализировались бы непосредственно на лечении чумы. А вот причина для появления таких лекарей была неоспорима.

Первым, кто пригласил нескольких докторов, именно для лечения данной болезни, считают Папу Римского Климента VI. Вслед за ним подобную практику стали применять и городские советы крупных городов. Это событие и послужило началом четырехсотлетнего периода, символом которого можно считать Чумных докторов.

Таким образом, в Италии и Франции, а позже и по всей Европе, организовалась система для борьбы с чёрной смертью. Выглядела она следующим образом: нанимались доктора, в обязанности которых входила помощь всем жителям города, независимо от их достатка. Деньги на оплату такого труда выделялись из городского бюджета. И суммы были немалые, чтобы привлечь врачей, побудить тех примерить на себя такую опасную для жизни роль.

По некоторым сведениям средняя плата в месяц составляла порядка 30 флоринов. Для сравнения, квалифицированный рабочий получал 60 флоринов в год, университетский преподаватель – 200 флоринов в год, а мэр крупного города в то время зарабатывал 560 флоринов в год. Кроме того, новоиспеченный доктор мог получить гражданство, приличный дом и возможность открыть прибыльную практику. Имел он возможность и нелегального заработка, например, завышая затраты на лекарства или количество тех, кто нуждается в лечении, ведь проверять за ним никто не будет – уж очень это рискованно.

Уровень решения этой медицинской задачи был плачевно низок. И в основном сводился к защите врачевателя, а не к лечению пациента. Первые доктора не имели никакой защитной экипировки. Поэтому чаще их постигала та же участь, что и большинство их пациентов – смерть. Знаменитый костюм появился чуть позже, что считается заслугой Шарля де Лорма. А в 1636 такое одеяние носили Чумные доктора по всей Европе.

Окончательно костюм приобрел знакомый нам вид только во время очередной эпидемии чумы в 1656 году. Тогда же он становится и неким символом смерти. Когда люди наблюдали появление «птичьих клювов» в городе, они понимали – это значит, что смерть близка.

Костюм больше походил на маскарадный. Шили его преимущественно из кожи, либо из промасленной или вощеной холщёвой ткани. Он был максимально закрытым: длинный плащ, шляпа, перчатки и, конечно же, пресловутая маска. В прорези для глаз вставляли стеклянные линзы, а сам клюв выполнял функцию противогаза. В нём было прорезано несколько отверстий, а внутри наполнение из ароматических специй, сухоцветов или смоченной в уксусе тряпки.

Маска была вынужденной мерой, так как больные чумой источали невыносимый запах. Содержимое внутри поджигалось, что позволяло не только перебивать миазмы для врача, а и в некоторой мере распространять благовония в округе. Во время приёма доктор должен был обязательно жевать чеснок и носить в ушах и носу кусочки ткани, пропитанные ладаном.

Обязательным атрибутом была и палочка, с помощью которой доктор давал указания, производил манипуляции с пациентом, и отталкивал от себя людей, вызывающих подозрение.

Что касается самого лечения, в данном ключе можно процитировать Нострадамуса, также пробовавшего себя в роли Чумного доктора. В «Трактате о приготовлении варений» он писал так: «Единственный работающий метод избавления города или деревни от чумы — это быстро отправить больных и здоровых в разные концы населённого пункта, всех покойников незамедлительно сжечь, а после молиться».

Как таковой пользы работа Чумных докторов не приносила. Чаще они прощупывали бубоны палками, а после вырезали и прижигали их. Иногда применялось кровопускание. Больным прописывали отвар из лепестков роз, и пить много чистой воды.

Как результат, ситуация складывалась не совсем в соответствии с замыслом. Поскольку подход к лечению не зарекомендовал себя как эффективный, отличить хорошего доктора от плохого было невозможно. Да никто этим и не занимался – четких «требований к претендентам на вакансию» не существовало. А уровень оплаты привлекал немалое число желающих. Среди которых, как следствие, и шарлатаны.

Среди чумных докторов были и маньяки, которых прельщала возможность безнаказанного кровопускания; также мошенники, стремившиеся к некой форме вседозволенности и привилегиям, которыми наделяли врачей.

Однако тем самым был положен и старт для развития патологоанатомии. Чумные доктора считались единственными, кто имел право производить вскрытие. В те времена запрещалось производить какие-либо манипуляции с телом усопшего в силу религиозных запретов и медицинской этики. И только лекари чумы получили такую возможность по причине необходимости диагностики смертельной болезни.

И хоть работа Чумных докторов не отличалась профессионализмом, всё же они внесли немалый вклад в развитие медицины. И даже подарили миру такие символические колоритные образы, которые, даже учитывая старания, по сути, всегда носили больше «театральный» характер, нежели функциональный.