Почему люди несчастны в обществе изобилия?

Существуют события, которые кардинально меняют общество на «до» и «после». Такой переломной точкой, по мнению французского философа и социолога Жана Бодрийяра, была Французская революция, после которой общество быстрыми темпами пошло в новую индустриальную эру — эру потребления. Все, что на линии времени предшествует 1830 году, Бодрийяр называет «первобытным обществом», а вот после переломного момента — «обществом потребления». Развитие производства в геометрической прогрессии создало некий мир изобилия, где человеку предлагается невероятный ассортимент товаров, услуг и удовольствий. Казалось бы, вот он идеальный мир возможностей и гиперпотребления! Но, почему же так много людей чувствуют себя несчастными? Ответ на этот вопрос  может вас удивить, потому что за симулякрами гиперреальности мы не видим настоящей природы вещей.

В научно-исследовательском Институте Памяти под руководством академика Украинской Академии Наук Мальцева Олега Викторовича продолжены исследования Жана Бодрийяра в области ущербности, что перевели категорию ущербности из философской в психологическую. Уже на первом этапе работы это дало ответы на множество актуальных вопросов. В одном из докладов на он-лайн симпозиуме «Психология ущербности» академик Олег Мальцев пояснил, как общество потребления пришло в состояние гиперпотребления.

«Несчастность» — это обычное состояние большинства людей на сегодняшний день, потому что это первая форма ущербности. Безусловно, для человека это состояние неприятное и оно порождает требование психотерапии. Вспомните самую банальную ситуацию: что делает женщина, когда она чувствует себя несчастной? Конечно, она  начинает потреблять, ей срочно нужно купить новую шубу, туфли, украшения, поменять прическу, сходить на SPA-процедуры и тому подобное. Этот процесс налаживает состояние. Чтобы перестать быть несчастным, человек становится гиперпотребителем. Доктор философии Олег Мальцев поясняет, что в данном случае мы имеем дело с разновидностью регрессивной защиты психики. Еще в детстве, когда ребенок закатывал истерику, родители забрасывали его предложениями конфет, игрушек, подарков, пока не дадут то, что приведет ребенка в нормальное состояние. Когда человек становится взрослым, происходит то же самое, с той лишь разницей, что теперь за гиперпотребление он должен платить деньги. Деньги нужно зарабатывать, а работа делает его несчастным. Поэтому к концу месяца человек получает долгожданную зарплату и отправляется «налаживать свое состояние».

Несчастность ведет к гиперпотреблению, а нежелание прилагать много усилий, чтобы заработать на «психотерапию», делает из гиперпотребителя преступника. Попасть в тюрьму, безусловно, никто не хочет. Поэтому гиперпоребитель начинает одевать социально приемлемые маски и придумывать способы «честного отъема денег у граждан». Так сотрудники начинают обманывать роботодателей, реклама обманывает потребителей, партнеры по бизнесу обманывают друг друга, возникают коррупционные схемы, мошенничество и прочие разновидности обмана.

Общество гиперпотребления всегда преступно по своей сути, но скрывает это под социально приемлемыми масками. Жан Бодрийяр это описывал в своих работах.  В качестве примера можно рассмотреть экранизацию идей Бодрийяра в фильме «V — значит вендетта», в частности, фрагмент, в котором священник одновременно является педофилом. Мы видим соединение несоединимого, социально неприемлемые действия (педофилия) совершаемые церковнослужителем, который должен стоять на страже моральных и духовных устоев общества.

Олег Мальцев обращает внимание на то, что парадигма соединения несоединимых вещей возникла много веков назад. Давайте вспомним, что в Европе существовали монашеские рыцарские ордена. Монах и рыцарь соединялись в одном лице. Это кажется невозможным, хотя бы потому, что монах руководствуется догмой «не убей», а для рыцаря война — это образ жизни. Тем не менее, история знает несколько монашеских рыцарских орденов, таких как Орден тамплиеров, Орден госпитальеров, Орден Иисуса Христа и др. Таким образом, один облик скрывает другой и возникает обман. Но в том же фильме «V — значит вендетта» показано, что обман может иметь разные цели: «Художник использует ложь для того, чтобы открыть правду, а политик — для того чтобы ее скрыть». То есть, люди в обществе гиперпотребления становятся своего рода политиками, а толерантность становится некой политической формой отношений между людьми. Считается, что главное быть толерантным и политкорректным, а какие преступления вы скрываете под этой маской не важно, пока они не доказаны.

От искусства обманывать окружающих, будет зависеть, насколько человек будет счастливым. Таким образом, возникает еще одна форма психотерапии — искусство и лицедейство. По мнению Ж. Бодрийяра и Л. Выготского, искусство есть ни что иное, как абсурд и обман. Люди нередко предпринимают попытки обманывать друг друга, неосознанно используя это, как форму автоматической психотерапии.

Нужно вернуться в древность и вспомнить выдающегося маэстро фехтования Антонио Маттея, которого в Палермо называли «Королем обмана». Он возвел обман в уровень искусства и стал непревзойденным фехтовальщиком. Секрет заключается в том, что он использовал обман не как психотерапию, а как способ справиться со своей неполноценностью, найти новые приемы и тактику, которые превратили недостатки в достоинства и были неожиданными для противника. Такой подход ведет человека к величию, а не еще большей ущербности. Вопросу использования своей ущербности для трансформации личности и достижения триумфа посвящены отдельные доклады в рамках научного симпозиума.

На данном этапе вернемся к нашему обществу гиперпотребления, занятому психотерапией и обнаружим, что в нем возникают две движущие силы, которые порождают целые индустрии.

  • F1 — гиперпотребление, на которое постоянно нужны деньги;
  • F2 — обман, как функция автоматической психотерапии, требующая постоянного совершенствования.

Так возникают две индустрии: индустрия совершенствования обмана и индустрия позволяющая быть гиперпотребителем.

Необходимость компенсировать свою «несчастность», заставляет человека ходить на работу. Таким образом, создаются условия для возникновения бизнеса. Возникает замкнутый круг: бизнес создает то, что люди потребляют, а потребители вынуждены ходить на работу, чтобы потреблять. Чем больше гиперпотребления, тем больше производства — идеальная система, которая разгоняет сама себя.

Вторая индустрия — обман, как способ достижения результата, который в рамках психотерапии обязателен. Обман, который требует постоянного совершенствования — создает индустрию профессиональных услуг. Это индустрия, которая помогает придумывать всё новые виды обмана, чтобы получить деньги: сюда относятся всевозможные тренинги, книги, коучи, консультанты и т.п.

Обратим внимание и на тот факт, насколько крепко взаимосвязаны данные системы. И оттого, как хорошо человек умеет обманывать (притворяться), нередко зависит его должность на работе. Так, возникает понятие карьерной лестницы. Чем лучше человек обманывает, тем выше он поднимается по этой лестнице, чтобы получать больше денег и удовлетворять ненасытное гиперпотребление. А по сути, компенсировать свое несчастное состояние, в силу своей ущербности. Это замкнутый круг, в котором ущербность человека является залогом бесконечного бега в никуда.

Что же делать? Для начала, пожалуй, осмыслить, что ущербность присутствует в каждом человека, причём у каждого своя фора или конфигурация. Дабы ущербность не работала против человека, делая его несчастным, обманщиком и преступником, необходимо научиться использовать ее в свою пользу. Поскольку общество оказалось замкнутым в двух индустриях, которые, по сути, соединились в одну систему, ей можно противопоставить методику «Лифт Попова», созданную советским академиком Григорием Семеновичем Поповым. Это методика достижения триумфа; система, позволяющая поставить категорию ущербности под управление, с целью достижения совершенства.

«Лифт Попова» предполагает выбор двух систем, с помощью которых человек будет совершенствовать свои знания и навыки, но в данном случае, эти две системы не будут интегрироваться в одну, а выстраиваются как параллельные. В результате возникает система, которую победить практически невозможно. Если у человека правильно построен Лифт Попова из двух систем, такой человек не нуждается в психотерапии, он получает результат за результатом.

Нет лучшей терапии, чем результаты, а значит, такой человек будет счастливым и здоровым в любом обществе.