Теория сновидений Огюста Дебэ. Часть 1

Продолжение

Увлекательнейшее исследование доктора Огюста Дебэ продолжается изучением сновидений, их классификацией и причинами, коими, по его мнению, надо сказать, небезосновательному, служат жизненные обстоятельства, переживания, эмоциональное состояние и здоровье человека, его воспитание, мании и разного рода сумасшествие, свойственные простолюдинам сумасбродные верования, религиозные представления и суеверия. О том, как благополучные и неблагополучные жизненные обстоятельства оказывают влияние на качество сна, сновидений и психическое состояние человека, в особенности, каким образом религиозность,суеверия и сумасбродство (кстати, свойственные многим людям и в наше время), приводят к психиатрическим заболеваниям, систематическим кошмарам и даже летальному исходу, рассказывает далее доктор Дебэ в своей книге под названием «Книга чудес, или Физиология незримого мира, объясняющая таинственные и непостижимые для внешних чувств явления мира духов и внутренней жизни человеческой», приводя множество примеров из жизни:

Сновидение, или греза*, вообще, есть работа двух умственных способностей, памяти и воображения, между тем суждение и сравнение успокаиваются и прекращают свои отправления.

*Чтоб избежать частых и принужденных повторений слов «сновидение» и «греза», мы сохранили для них в этом сочинении совершенную тождественность.

Так как греза есть ничто иное как более или менее запутанное представление как наружных, так и внутренних впечатлений, ощущаемых в бодрственном положении, то и происходит, когда не имеют они правильного сочетания, это фантасмагорическое и странное зрелище, которое развертывается в продолжение сновидения. Таким образом это есть дело воображения, освободившегося от цепей разума и предающегося на свободе всем своим излишествам, и несмотря на это, в том случае, когда органы суждения оказывают свое содействие памяти, идеи соединяются в порядок и сон бывает более или менее верным представлением впечатлений и планов, которые имели мы в бодрственном состоянии.

Наконец, сон может также зависеть от потребности организма, от принуждения, страдания или болезни одного или многих органов. Об этом мы будем говорить далее.

Ощущения идеи суть необходимая причина сновидений. Сообщительная жизнь есть одно из существенных условий испорченности. Сон дитяти есть в этом смысле совершенное спокойствие. Лишение при самом рождении какого-нибудь чувства влечет за собою совершенное отсутствие соединенных с этим чувством ощущений. Таким образом слепорожденный не может испытывать в своих сновидениях ощущений, доставляемых органом зрения, глухой находится в таком же отношении при всех феноменах, зависящих от слуха.

Есть сны, поражающие своею истиною. Действие совершается во всех своих малейших подробностях; сходство форм, времени, места, цветов, звуков, – все тут налицо, все происходит с удивительною точностью и ясностью. Такие сновидения называются светлыми. Другие, напротив того, бессвязны, странны, не имеют никакого порядка, ни малейшей последовательности, и оставляют при пробуждении только перепутанные или почти совершенно изгладившиеся воспоминания. Это темные грезы.

Эта последовательность образов, которые рождаются, исчезают и опять возобновляются, зависит, по-видимому, от сочетания идей. Если в бодрственном состоянии мы рассматриваем какой-либо предмет, то редко случается, чтоб он не представлял многих соединенных идей. Таким образом при виде женщины, имеющей правильную и привлекательную наружность, возбуждается идея о красоте, состоящая из многих простых представлений о ее прекрасных глазах, очаровательном ротике, красивых ножках, гибкой и стройной талии и проч. Так точно и в сновидении, главная идея привлекать к себе все прочие, находящиеся с нею в каких-либо отношениях. Эти вторичные идеи влекут за собою другие, и развитие происходит с такою изумительною быстротою, что человек в четыре часа может проживать целые годы.

Фантазия есть та из способностей, которая во время сновидений более всех прочих показывает свою деятельность. Она делается создательницею по своенравному сочетанию образов, почерпает свои элементы из памяти и никогда не подчиняется силе разума.

Многочисленное семейство сонных грез распложается именно во время усыпления, предшествующего глубокому сну, а также во время легкого сна, предвещающего пробуждение. Предпочтительно в продолжение утренних сновидений носятся перед нашими глазами эти светлые призраки, эти восхищающие нас калейдоскопические образы. Однако фантастические видения представляются во сне тогда только, когда уже изгладится чувство самосознания; они показываются как фигуры в волшебном фонаре, совершенно независимом от нашей воли, появляются неожиданно и быстро улетают, как только откроются глаза.

Когда воображение, совершенно освобожденное от всякого влияния силы, суждения и сравнивания, действует само по себе, сновидение есть ничто иное как быстрое последование фантастических образов странных, невозможных действий. Странные сны; в них нет ничего постоянного, никакой основной точки; это бред, это чистое сумасбродство. Например, нам снится, что мы читаем какую-нибудь книгу; дойдя до конца страницы, мы не помним, что прочли, и если начинаем читать сызнова, то находим другой шрифт, формат, строки, страницы совсем уже не те; вскоре нам кажется, что вместо книги мы держим портфель или какой-либо предмет, который сам превращается во что-нибудь другое, и таким образом переходят превращения к превращению, доходим до предметов, которые удивляют нас своею странностью и ничем не могут быть объяснимы.

Профессору Гритгизену, который писал о снах по своим собственным опытам, приснилось однажды, что он едет верхом на прекрасной белой лошади, которая последовательно превращалась в осла, козла, барана, молодую девушку и наконец старуху. Эта старуха превратилась в кошку, которая ускользнув с быстротою стрелы, взобралась на дерево; дерево сделалось церковью, а на место церкви раскинулся сад; церковный орган принял форму барабана, на котором стала играть кошка, наконец кошка превратилась в змею и страшно зашипела.

В другой раз этому же автору приснилось, что дома по улице прыгают попарно, как бы танцуя польку, и наклоняются, чтоб пройти под городские ворота. Эти дома превратились потом в солдат, между которыми завязалось ожесточенное сражение; но звон колокола вдруг разлучил сражающихся, и они спокойно уселись за столом завтракать.

Вот характер и последовательность странных снов.

Механизм снов.

Сновидение происходит в то время, когда один или многие мозговые органы бодрствуют, между тем как другие находятся в усыпленном состоянии. Когда все эти органы спят, тогда не может быть никакой грезы. Так первый сон у людей, утомленных дневными трудами, есть совершенное спокойствие. Если один мозговой орган бодрствует, то сновидение может пробегать всю принадлежащую этому органу сферу идей; если же, в то время, когда этот орган бодрствует, пробудятся и станут оказывать свою деятельность другие, в связи с ним находящиеся органы, тогда сон будет ясен и последователен. Например, если память действует заодно с силою суждения, тогда сон примет столь определенный и ясный ход, сцепление идей и обстоятельств будет так последовательно, соединение отношений так тесно, что действие примет совершенное подобие истины. В этом состоянии мозг обладает тем более возвышенными способностями, чем сосредоточеннее деятельность его. Это сосредоточение жизненной силы над одною или несколькими умственными способностями сообщает им такую степень могущества, что спящий проникает в будущее, разрешает трудности, производит образцовые творения, которые он неспособен был бы исполнить в продолжение внешней жизни. Обратный этому феномен происходит в то время, когда многие, по своим целям, противоположные, органы бодрствуют и действуют одновременно; тогда сон бывает темный, бессвязный, прерванный. Наконец, если случится, что деятельность одного из мозговых органов уменьшается, а деятельность другого увеличивается, то происходит ряд снов, которые появляются и быстро исчезают, чтоб уступить место другим, столь же кратковременным. Это беспокойные сны. Эти грезы свойственны сонливости или неполному сну, вследствие трудных работ, сильного утомления или наконец моральных или физических страданий.

Всякий раз, когда какое-нибудь впечатление живо ощущается или какая-либо идея сильно действует на мозг, можно с достоверностью подтвердить, что они представляются во сне. Особы, у которых слишком раздражительная нервная система возбудится еще деятельною умственною жизнью, некоторые ученые, например, будут во время сна трудиться над своими сочинениями, разрешать трудные вопросы, сочинять речи и стихи с необыкновенною легкостью и с воодушевлением.

Множество обстоятельств оказывают влияние на свойство, образование снов. Мы разделим их на классы соответственно полам, возрастам, темпераментам, местностям, общественным условиям, и смотря по здоровому или болезненному состоянию органов.

Сны, соответствующие здоровью или болезнии принужденному состоянию или страданиюодного или многих органов.

В полном здоровьи, когда организм, совершая правильно все свои отправления, находится в спокойном состоянии, когда дух ничем не встревожен и проникнут тихою радостью, тогда сновидения бывают легкие, веселые, приятные. Напротив того, в больном состоянии они тяжелы, утомительны, мучительны, нередко отвратительны и странны; последние, по мнению простолюдинов, происходят от давления домового.

Мы сказали, что представления, легкие ощущения в бодрственном состоянии, принимают во сне большие размеры и удивительную силу, особенно когда один орган страдает или сильно раздражен. Это состояние человеческого организма есть самое обыкновенное, ибо редко случается, чтоб душа и тело находились в совершенном спокойствии.

Таким образом, смотря по состоянию морального беспокойства или физического страдания, ощущение, причиненное укушением блохи, может до того преувеличиться, что покажется, будто нанесена рана шпагою; звон колоколов будет походить на зловещий звон набата. По сцеплению идей, набат соединяет с собою понятие каких-нибудь бедственных событий; спящий увидит испуганную толпу, бегущую со всех сторон и призывающую на помощь; вихри пламени охватят дом и разрушат его, и если он все еще не пробудится, то будет свидетелем пожара со всеми его подробностями.

В другом случае, для особ больных, питающих себя обыкновенно печальными мыслями, этот звон будет походить на унылые звуки похоронного колокола; им представится в сновидении погребальная процессия, они услышат протяжное пение, смешанное с глухими стенаниями сокрушающегося семейства, увидят слезы, текущие из глаз у идущих за гробом, и бледные лица, выглядывающие из-под черных одеяний. Если сон не прервется этим первым явлением, то спящий увидит, что гроб вдруг раскрывается и из него выходит умерший с его лишенными мяса костями, бледным лицом и стекловатыми глазами, повертывающимися в глубине своих орбитов. Все присутствующие обратятся в бегство и сам он тоже захочет убежать, но его ноги откажут ему в этой услуге, он почувствует, как привидение схватит его своими костлявыми пальцами. Он употребит все усилия для того, чтоб закричать, и будет метаться на своей постели, предавая себя всем мучениями ужаса; наконец наступит пробуждение.

Взгляд на картину, производящую сильное впечатление, разговор, даже чтение, достаточны для того, чтоб у особ, имеющих нежное сложение, произвести нервное потрясение, которое отзовется во сне, и смотря по тому, приятные или тягостные были ощущения, представит обольстительные образы восхитительной грезы или будет иметь последствием мучительное давление домового.


Сцены подземного царства мертвых. Духи умерших высаживаются из лодки Харона; Харон принимает призраков в свою лодку. Гравюра L.P. Boitard.

Несколько лет тому назад, я знал одну молодую девицу холерического и нервного сложения, которая умерла, как жертва виновной неосторожности духовника. Этот безрассудный человек представил ей такую страшную картину ада, что та возвратилась домой сильно напуганная, бледная, дрожащая, как бы помешанная. Ночью в сновидениях представилось ей все то, что она слышала от исповедника, но с подробностями еще более утаенными. Она повсюду видела только кости, скелеты и страшные фигуры, она обоняла запах серы и чувствовала пламя, ее окружающее; за ней следовали грозные чудовища, которые секли ее своими костями и кололи рогами. Наконец она пробудилась, но в состоянии достойном сожаления. Родители, привлеченные криками ее, напрасно старались успокоить ее волнение, рассеять ее ужас. Эти сновидения повторялись три ночи сряду, и родители не находили никакого средства, чтоб помочь несчастной. На четвертый день эта невинная жертва, пораженная сильною мозговою горячкою, умерла в конвульсиях бреда, который происходил от страха, внушенного ей представителем демонов.

Статистические показания врачей при домах умалишенных доказывают, что умственное помешательство, мания и прочие степени сумасшествия обнаруживаются в особенности у таких людей, ум которых с юных лет был напитан суеверными идеями. Родители, особливо матери, должны бы серьезно размыслить о таком важном пункте и не развивать в своих детях суеверными рассказами или действиями зародыши этих ужасных болезней.

Сны, соответствующие занятиям и различию полов.

Женщине никогда не приснится, что она сделалась мужчиною в физическом отношении, а мужчине – что он носит в утробе своей младенца.

Смотря по состояниям, роду занятий, общественному положению, образу жизни, чувства и душа подвергаются различным впечатлениям. Бедняк никогда не увидит таких снов, какие снятся королю, невежа – таких, какие представляются человеку образованному, равно как сновидения грубого кузнеца будут совершенно отличны от сновидений восторженного итальянского музыканта.

Сны, соответствующие климатам и местностям.

Жители экваториальных стран, во всю жизнь свою не оставляющие своего жаркого климата, никогда не увидят во сне вечных снегов полярных стран.

Сны, соответствующие темпераментам и возрастам.

Замечено, что человек равнодушный, бесчувственный в любви, у которого половые фибры безмолвны для всякого сладострастного желания, не имеет таких снов, которые представляются противоположному темпераменту и довольно часто возбуждают эротические ощущения.

Человек кроткий, миролюбивый не видит снов, представляющихся такому человеку, который, по несчастному темпераменту своему, склонен к ненависти, ссорам, мщению или отчаянию.

Сновидения юности, зрелого возраста и старости не сходствуют между собою: старику редко снятся сны, его нервы притуплены годами; он утомился на жизненном пути, и могила есть для него ложе, на котором он вскоре должен успокоиться. Надежда уже не заставляет биться его ленивое сердце, привязанности его мало-по-малу изглаживаются, круг его в здешней жизни сужается, и так как деятельность его органов с каждым днем уменьшается, то он имеет менее надобности восстановлять свои силы. Он мало спит, малейший шум пробуждает его; и если ему снятся сны, то о временах прошедших; память переносит его в прекрасные годы юности, о которых он сожалеет и которые – увы! – исчезли для него невозвратно.

В сновидениях человека, пришедшего в зрелый возраст, отражается все то, что относится к его интересам, семейству и честолюбию.

Но что за ночи, что за сны для безумной, смеющейся молодости! Холодная расчетливость не оледенила еще жарких излияний сердца, органы еще новы; болезнь еще не заразила их своим ядовитым дыханием. О! в этом возрасте сон покоен, потому что покойна душа; все сосуды наполнены соком и здоровье изливается из всех пор; он тих и сладок, потому что юность смотрит на жизнь сквозь призму очарований.

Кошмар, или давление домового.

Определим кошмар; постараемся развернуть в широких очерках его причины, образ действия и печальные его последствия.

Кошмар, или давление домового, есть мучительный сон, в котором к страшному явлению присоединяется болезненное состояние, угрожающее удушьем; а невозможность сделать хотя малейшее движение, чтоб защитить себя или избавиться от опасности, возбуждает чувство ужаса или боязни. В этом-то состоянии видятся чудовища, привидения, окровавленные трупы, скелеты, выходящие из могилы, змеи, домовые и ведьмы, наконец, вся эта уродливая безобразная толпа вымышленных существ начинает плясать вокруг вас с отвратительными кривляньями и громким хохотом. Они, устанавливаясь против вашей постели, то смотрят на вас неподвижно, то делают гримасы, скрипят зубами, стучат обнаженными костями, потом вдруг бросаются на вашу грудь, сжимают, сосут ее и возбуждают вас к самому постыдному разврату, к самым сладострастным ласкам. Вдруг вы чувствуете, что вас душат, вы хотите кричать, но у вас не достает голоса, и напрасно стараетесь вы всеми силами избавиться от подавляющей вас тяжести… Наконец вы пробуждаетесь утомленные, разбитые, покрытые потом, и ваши глаза жадно ищут светлого луча, чтоб разогнать остаток этих страшных образов.


Злой маг вызывает демонов из винокуренной кади, зрители в изумлении отпрянули.
Цветная акватинта по рисунку SamuelDeWilde (1751-1832).
Дата: 1 июля 1808 года.

Одна из причин кошмара заключается в сильном впечатлении, полученном в продолжении бодрственного состояния, в мозговом потрясении, причиненном какою-нибудь страшною сценою, в которой вы были участником или просто зрителем. Взгляд на отвратительную картину, сильно поражающую воображение, внимание, с которым слушают энергический рассказ – все это достаточно для того, чтоб предрасположить к кошмару. Но главные причины бесспорно заключаются в болезненном состоянии или расстройстве наших органов. Наблюдение доказывает, что страдание мозга подает повод к самым странным сновидениям. Виденные нами предметы принимают формы и цвета столь невероятные; фигуры делают движения и жесты столь необыкновенные, что дух как будто увлекается в какую-то неведомую страну. Утверждают, что во время подобного страдания мозга, следствия сильного напряжения духа, живописец Кальо рисовал свои страшные изображения демонов, а Данте создал свои ужасающие сцены ада.

Заметим еще, что, смотря по тому, которая часть тела страдает, сновидение представляет тот или другой характер.

В болезнях груди, сердца и больших сосудов страх бывает так силен и доходит до такой степени, что спящий вдруг просыпается, тело его покрывается холодным потом, он едва в состоянии дышать и долго еще остается в изумлении и в ужасе.

Кошмар, происходящий от страдания желудка или кашля, есть самый обыкновенный, особенно если мы примем в расчет расстройство пищеварения. Сперва ощущается чувство тяжести в окружности желудка; затем следует давление, которое все более увеличивается и делается невыносимым; после того чувствуют удушье, хотят кричать и бежать, но не находят ни голоса, ни силы. Должно переносить эту жестокую муку до самой минуты пробуждения.

Есть множество более или менее совершенных кошмаров, значение которых увеличивается в прямом отношении к силе действующих причин. Неправильное положение во время сна, охлаждение какой-либо части тела, голод, жажда, ревматические боли, болезненная деятельность в каком-нибудь члене или органе и т.д., подают повод к различным родам кошмара. Так давление шеи во время сна представляет, что нас душат, спадение одеяла заставляет думать, что мы подвергаемся холоду; ипохондрик, мучимый жаждою, мечтает во сне о свежей и изобильной воде, голодный о столе, на котором расставлены блюда с вкусными кушаньями и т.д.


Взволнованная молодая женщина спит с дьяволом, сидящим у нее на груди; изображен ее кошмар.
JohnPeterSimon, 1810 год.

Гален рассказывает об одном человеке, который долгое время подвергался сильным болям в пояснице. Вследствие одного из сильнейших припадков, который не давал больному спать несколько суток сряду, член, до толе находившийся в жару, мало-по-малу охладился, страдания утишились и наконец он мог заснуть. После нескольких часов беспокойного сна, ему пригрезилось, что у него мраморная нога; и действительно, когда проснулся он, нога была разбита параличем! Причина этого сновидения очевидно заключается в болезненной деятельности, которая происходила в члене: нервное влияние прекратилось, боли исчезли вместе с жизненною силою части, – и последовавшее затем чувство холода объясняет нам этот феномен. Одному сапожнику, который долгое время страдал воспалением в левом глазу, приснилось, что обезьяна выколола этот глаз шилом; ощущение сильной боли разбудило его; напрасно старался он открыть больной глаз, напрасно раздвигал веки пальцами и подходил ко свету… он окривел!

Г-жа …, заснув в холодную зимнюю ночь, высунула из одеяла руку; она опять непроизвольно положила ее на грудь; вследствие холодного прикосновения этого члена ей приснилось, что ее обнимал холодный труп… Есть сложные кошмары, которые поражают удивительною ясностью действия, в памяти оставляют они глубокое впечатление и много времени спустя после пробуждения, все еще возбуждают чувство ужаса. Обыкновенно это бывает измена, или смертный случай, которого должно было опасаться. Эта идея преследует вас в продолжение целого дня, в сновидении представляется в самых мрачных красках. Такому кошмару подвергаются преимущественно особы ипохондрические и истерические, молодые люди робкие и пугливые и вообще все лица слабые духом, легковерные и впечатлительные. Подобного рода сновидения поражают и помрачают дух; напрасно человек старается отогнать от себя черные мысли, они упорно возвращаются и кажутся как бы таинственным предчувствием. Если же к счастью такой сон сбывается, то утверждают тотчас же, что он был предостережением неба, и потому сны эти называются пророческими. Это сумасбродное верование, поддерживаемое преданиями особенно в деревнях, становится источником опасений, всегда вредных и нередко пагубных для людей слабоумных и легковерных.

Именно о пророческих сновидениях, с точки зрения исследований доктора Огюста Дебэ, и пойдет речь в следующей статье.