Искусство памяти

От древнегреческих «дворцов памяти» до символов, картинок, аннотаций и рифм – Julia Nurse исследует некоторые изобретательные и порой прекрасные мнемонические методы, придуманные людьми для того, чтобы помочь себе запоминать.

«Мнемосина»(ее также называют «Лампа памяти» и «Воспоминание») (1875- 1881). Худ. Данте Габриэль Россетти.

Слово «мнемоника» происходит от древнегреческого термина mnēmōn («внимательный») и глагола mimnēskesthai («помнить»). Память была ярко олицетворена на картине «Мнемосина, мать древнегреческих муз» художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти (Dante Gabriel Rossetti).

«Риторика к Гереннию» («Rhetorica ad Herennium») Цицерона, VaticanusPalatinus lat. 1459г.

Мнемоника представляла большой интерес для ученых, писавших трактаты по риторике. Они считали, что существует две формы памяти –естественная и искусственная. К искусственной относились средства запоминания. Считается, что самым ранним трактатом по мнемонике является «Риторика к Гереннию»(«Rhetoricaad Herennium») Цицерона, написанная около 90 года до н.э. Переводы этого текста циркулировали и сотни лет спустя, в XVI веке.

Гравюра Шарля-Николя Кошена (II) по рисунку Жана-Батиста Удри с изображением басни Жана де Лафонтена «Симонид, оберегаемый от смерти» (басня 14 в книге I). Эта гравюра появилась в полном издании басен Лафонтена, выпущенном в четырех томах фирмой Desaint&Saillant, улица Сен-Жан-де-Бове в Париже, 1755-1759 гг.

Средства визуальной памяти использовались на протяжении многих веков. Древние философы, такие как Аристотель, применяли метод локусов, в котором для запоминания информации использовались знакомые места. Симонид из Кеоса показал, как это работает: во время пира он вышел на минутку, а вернувшись, обнаружил, что зал рухнул, а все находившиеся в нем погибли. Симонид смог опознать останки пировавших гостей, поскольку запомнил, где они сидели.

Страница из трактата Роберта Фладда «Arsmemoriae» (1619 г.).

«Искусство памяти», или «Arsmemoriae»(1619 г.), обсуждалось и иллюстрировалось в публикациях средневекового и раннего современного периодов. В этой книге Роберта Фладда о мнемонике  используется метод локусов для построения дворца памяти в виде воображаемой классической сцены с пятью входами.

Гравюры из книги«The new art of memoryfounded upon the principles taught by M. Gregor von Feinaigle: and applied to Chronology, History, Geography, Languages, Systematic Tables, Poetry, Prose, and Arithmetic. To which are added some account of the principal systems of Artificial Memory from the earliest period to the present time; and instances of the extraordinary powers of Natural Memory»[«Новое искусство памяти, основанное на принципах, которым учил Грегорфон Фейнегль, и применимое к хронологии, истории, географии, языкам, систематическим таблицам, поэзии, прозе и арифметике. С добавлением некоторых сведений об основных системах искусственной памятис древнейшего периода до наших дней и примеров необычайных возможностей естественной памяти»]1813 года издания.

Позднее немецкий мнемонист Грегор фон Фейнегль (1760-1819) приписывал свою чудесную память и методу локаций. Он предложил студентам представить себе совокупность рассказывающих историю комнат, содержащих символы того, что нужно запомнить. Его техника проиллюстрирована в «Новом искусстве памяти» (1812 г.), где в «комнатах» появляются символы, помогающие запомнить преемственность монархии. Например, символ павлина (вверху справа), –визуальное изображение гордости и тщеславия, – олицетворяет Генриха VIII.

«EnglishRecipeBook» [«Английская книга рецептов»], датируемая XVII-XVIII вв.

Система колышков для запоминания была изобретена еще древними греками. Колышки служили механизмами, помогающими вспомнить определенный порядок действий. В этой книге рецептов XVII века приведен пример такого метода экономии с символами общепринятых измерений в начале книги.

Страница из трактата доминиканца Иоганна Хорста фон Ромберха «Congestiorium articiose memorie» (1520 г.).

Еще одно место, где мы можем увидеть «привязку» идей к изображениям – это визуальные алфавиты, такие как труд Иоганна Ромберха «Congestiorium articiose memorie» (1520 г.). Такие алфавиты часто использовались для обучения молодых людей, и в них использовался тот же принцип, что и в карточных играх для детей, изучающих алфавит в наши дни.

Человек с деревянной ногой, несущий в корзине руки и ноги; олицетворяет отношение между целым и его частями в Аристотелевой логике. Гравюра датируется приблизительно 1613 годом. Художник Léonard Gaultier (1561-1641).

В образах могут быть заложены довольно сложные философские идеи. Однажды Аристотель задался вопросом, можно ли назвать человека двуногим, даже если у отдельных людей нет двух ног. Данная мнемоническая визуализация, вероятно, отражает эту идею, изображая человека с деревянной ногой, несущего корзину с руками и ногами. В тексте этому мало объяснений, что позволяет предположить, что читатель должен был запомнить эту ассоциацию.

Из трактата святого Альбертуса Магнуса (Albertus Magnus; 1193?-1280) «Philosophianaturalis» (1506 г.).

Аналогичным образом Альбертус Магнус использовал наглядные пособия, чтобы помочь своим читателям вспомнить подробности. Древние теории памяти были разработаны Магнусом в средневековый период. На этой иллюстрации из «Philosophianaturalis» («Естественной философии») Магнуса, изданной в 1506 году, функции мозга представлены в виде трех кругов в области лба (общие сенсорные сигналы и воображение), чуть выше уха (фантазия и оценка) и в области затылка (память и движение). Эти функции здесь не обозначены предположительно потому, что к тому времени читатель должен был выучить их наизусть.

Страница из трактата Marius D’Assigny (1643-1717) «The Artof Memory. A treatise useful for all, especially such as are to speak in public» [«Искусств о памяти. Трактат, полезный для всех, особенно для тех, кто должен выступать публично»] (1699 г.).

Другая книга из этой коллекции также метаморфична – в том смысле, что она является свидетельством применения метода запоминания к тексту, посвященному запоминанию. Записывание, по-видимому, помогло владельцу данной книги «The Artof Memory» («Искусство памяти»,1699 г.) запомнить этот текст. Владелец, вероятно, молодой студент, неоднократно писал комментарии и распределял ключевые моменты по категориям.

Пишущий человек как олицетворение способности запоминать. Гравюра создана не позднее 1662 года.

В XVII веке поощрялось написание памятных записок. На этой гравюре изображен пишущий человек, символизирующий способность запоминать. Запись по-прежнему является методом, который многие из нас используют для закрепления информации в памяти, даже если мы не ведем заметок.

Запись в очень специфических формах, таких как анаграммы и акростихи,– еще один проверенный временем способ запоминания. Этотобразец XVIII веканоситпамятноеназвание«Peas for swine! and grapes for citizens! or The Monster! An Acrostic» [«Горох для свиней! и виноград для горожан! или Монстр! Акростический стих»]. Мнемонический акростих— это предложение или стихотворение, в котором первая буква (или буквы) каждого словаозначаютпредмет, который вы пытаетесь запомнить. Акростих часто использовался в религиозном контексте и продолжает использоваться в учебной литературе в наши дни (например, «Richard Of York Gave Battle In Vain»*, возможно, до сих пор засело у вас в памяти!).

* «Richard Of York Gave Battle In Vain» — предложение на английском, аббревиатура которого «ROYGBIV» содержит первые буквы названий цветов радуги по порядку: красный (red), оранжевый (orange), желтый (yellow), зеленый (green), синий (blue), индиго (indigo) и фиолетовый (violet). Существует несколько мнемонических приемов, которые можно использовать для запоминания этой цветовой последовательности, например, имя «Roy G. Biv» или такие предложения, как «Richard Of York Gave Battle In Vain».[Прим. перев.].

Когда когнитивные функции, – мышление, запоминание и рассуждение,– работают неправильно, наступает деменция, особенно в пожилом возрасте. Само слово «dementia» («деменция») используется как мнемоника для рассмотрения пусковых механизмов деменции: D — лекарства, E — глаза, уши и потеря зрения, M — метаболические нарушения, E — эмоциональные причины, N — неврологические нарушения и недостаток питания, T — опухоли и травмы, имеющие сходные симптомы, I — инфекционные процессы, А — алкоголь.

Вазы с цветами и Святой Пётр на фоне ботанического сада. Масло, худ. ThomasO’Brien (расцвет творчества 1770-1812).

На протяжении всей истории человечества мы также делали идеи более запоминающимися с помощью песен и рифм. Рецепты в стихах часто можно было увидеть в руководствах для врачей, начиная со средневекового периода (например, анатомические мнемоники XVIII века Оноре Жозефа Пуанта (Honoré Joseph Pointe; 1738-1797)). В некоторых случаях более ранние популярные мнемонические стихи, использовавшиеся в средневековых рецептах, вновь появлялись столетия спустя, как можно видеть на этой аптечной вывеске начала XIX века – здесь изображена часть стиха, первоначально появившегося в гэльском медицинском трактате XV века.

Литография из сборника «Huitushajinghebi» («Иллюстрированный сборник острых патологий»), изданного в 1911 г.

Некоторые авторы объединили многие из этих приемов, используя слова, стихи и образы, чтобы все они вместе помогали человеку вспоминать что-то важное. Эта иллюстрация мальчика, страдающего «гнилостным ветром», является примером того, как китайские акупунктурные карты служили напоминанием врачу о ключевых точках давления и связанных с ними лечебных функциях.

Если вам нужно вдохновение, чтобы опробовать мнемотехнику самостоятельно, то теперь проводятся исследования, показывающие, что использование зрительно-пространственных мнемонических устройств может помочь предотвратить или, по крайней мере, замедлить процесс возрастного  ухудшения  памяти. Создать мнемоническое устройство может каждый, но если вам нужна помощь, лаборатория NASA Cognition Lab разработала удобный инструмент, известный как «Mnemonicizer», который можно создать самостоятельно.

Перевод статьи «The art of memory» авторства Julia Nurse.